Итоговый документ

 

I. Введение

19 – 21 октября 2016 г. в г. Минск состоялся XIII Международный форум по банковским информационным технологиям «БанкИТ'2016».
Организаторами Форума выступили Национальный банк Республики Беларусь, Научно-технологическая ассоциация «Инфопарк» и Ассоциация белорусских банков.
Особый вклад в формирование программы Форума 2016 года внесли представители белорусских банков ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белгазпромбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «Альфа-Банк», ОАО «Банк БелВЭБ», ОАО «Банк Москва-Минск», небанковские кредитно-финансовые организации «ЕРИП» и «ИНКАСС.ЭКСПЕРТ», а также некоммерческого профессионального сообщества ITSM, что содействовало существенному улучшению содержательной составляющей мероприятия.
Организаторы Форума отмечают значимую роль ведущих белорусских ИТ-компаний ООО «СОФТКЛУБ», IBA IT Park, компании «СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в становлении и развитии проекта «БанкИТ» на протяжении многих лет.
В работе форума приняли участие 1453 специалиста из 9 стран, в том числе: 649 представителей 26 коммерческих банков и 147 представителей 3 центральных банков (всего 796 представителя 26 коммерческих банков и 3 центральных банков); 45 представителей 17 небанковских финансово-кредитных учреждений (форекс-компании, лизинговые компании, микрофинансовые организации); 42 представителя 17 госучреждений Республики Беларусь; 322 представителя 86 отечественных и зарубежных ИТ и телекоммуникационных предприятий; 21 представитель финтех стартап-проектов, 41 представитель 29 изданий СМИ, а также 154 представителя 20 профильных образовательных учреждений Республики Беларусь и 32 представителя в категории прочих организаций. По сравнению с прошлым годом количество участников Форума увеличилось на 9%, и изменилась структура участников: на 24% увеличилось число участников от финансовых организаций, на 26% уменьшилось число участников от ИТ-компаний, впервые «БанкИТ» посетили представители финтех стартап-команд, форекс и брокерских компаний.
Структура Форума:
1.1. Пленарная сессия, целью которой является освещение ключевых тенденций, перспектив и угроз цифровой трансформации финансового сектора.
1.2. Более детально проблемы цифровой трансформации рассматривались на секционных заседаниях, направления которых соответствуют мировой практике: «Цифровая трансформация банковского бизнеса», «Управление ИТ», «Обеспечение непрерывности бизнеса», «Инструменты эффективного управления банком», «Эффективное управление данными», «Защита информации», «Управление наличностью и инфраструктурой СДБО». Наиболее посещаемыми из них стали: «Цифровая трансформация банковского бизнеса», «Эффективное управление данными», «Защита информации».
1.3. Дискуссионные вопросы по перспективам технологии Блокчейн, готовности ИТ-подразделений к изменениям, контроля соответствия стандартам информационной безопасности и перспективы создания FinCert в Беларуси были вынесены на заседания Круглых столов.
1.4. Впервые в рамках Форума «БанкИТ» прошел Финал FinTech марафона как совместный проект Ассоциации «Инфопарк» и Национального банка Республики Беларусь.
В финал вышли 7 команд из Беларуси, России и Украины.

Ежегодное (с 2004 года) проведение Форума «БанкИТ» внесло значительный вклад в инновационное развитие банковского сектора экономики Республики Беларусь. В рамках Форума участники получают возможность:
- ознакомиться с тенденциями развития финансового сектора, представленными международными и отечественными экспертами, специалистами ведущих мировых консалтинговых компаний, профессиональных ассоциаций, крупнейших отечественных и зарубежных банков;
- обсудить текущее состояние и стратегию цифровой трансформации банковского сектора Беларуси;
- наметить пути и перспективы внедрения в нашей стране новых банковских продуктов и услуг на базе современных информационно-технологических решений.
На форуме «БанкИТ'2016» основной упор сделан на цифровую трансформацию финансового сектора с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности. При этом цифровые технологии выступают в качестве технологий ведения бизнеса, а информационные технологии - как средство для их реализации.
Цифровая трансформация, охватившая в настоящее время все секторы экономики, является особенно актуальной для банковского сектора, ввиду активного проникновения на этот рынок новых игроков (финтех компаний, мобильных операторов, гигантов ИТ индустрии, таких как Google и Apple, Facebook и др.). Для успешной конкуренции банки стремятся заимствовать и творчески применять решения ведущих ИТ-компаний: usability, cloud computing, NFC, user experience и т.п. Использовать новые эффективные методы разработки ИТ-продуктов (agile и др.), а также обеспечения непрерывности бизнеса, проектного и процессного управления и др.
Особенно важным в условиях цифровой трансформации экономики является подготовка банковских учреждений к постоянному инновационному развитию, управлению изменениями, непрерывному повышению квалификации персонала, совершенствованию организационной структуры. Ввиду очень высокой скорости происходящих изменений на рынке, значительно ужесточаются требования к срокам внедрения инноваций.
По-прежнему остается проблемой организация эффективного горизонтального взаимодействия различных функциональных служб банков между собой и с ИТ-подразделениями. Эта проблема решается путем внедрения методов командной работы, обеспечивающей эффективное взаимодействие представителей бизнеса и ИТ. Такая кооперация позволяет оперативно перейти от формулирования бизнес-целей (внедрение новых продуктов, услуг, бизнес-моделей, бизнес-процессов и т.д.) к постановке задач для ИТ-подразделений, выраженных в терминах ИТ-архитектуры, процессов и бюджетов. Непрерывный технологический прогресс в ИТ-сфере оказывает существенное влияние на способы и эффективность применения ИКТ для социально-экономического развития. Каждый год увеличивается скорость обработки информации, растут возможности по накоплению массивов данных, появляются новые программные средства, обеспечивающие новые способы взаимодействия, обмена информацией и ведения бизнеса. Для бизнеса важно вовремя распознавать и использовать новые возможности, предоставляемые технологическим прогрессом для выпуска новой продукции, управления взаимодействием с клиентами, повышения операционной эффективности. Эффект новых технологий может привести к смене источников прибыли, преобразованию рынков и разрыву деловых связей, смене лидеров.
При этом следует отметить существенную неравномерность темпов цифровизации различных секторов экономики и государственного управления Республики Беларусь, что затрудняет использование современных методологий и технологий цифрового банкинга на «бесшовной основе» по всему спектру взаимодействия контрагентов.
Также одним из ключевых вызовов при реализации цифровой трансформации в банковской сфере является вопрос обеспечения безопасности использования информационных технологий и защиты информации в информационных системах в связи с тем, что данные технологии превращаются в основной инструмент ведения бизнеса.

II. Выводы и рекомендации

1. Форум «БанкИТ'2016» в очередной раз подтвердил свою репутацию эффективной площадки для обсуждения стратегии цифровой трансформации финансового сектора Республики Беларусь и конструктивного взаимодействия специалистов органов государственного управления, Национального банка и коммерческих банков, других участников финансового рынка, ведущих предприятий-разработчиков ИТ-решений.
2. Важными факторами успеха Форума является эффективная работа Организационного и Программного комитетов ФОРУМА, обеспечивающая формирование актуальной повестки дня и привлечение квалифицированных экспертов. Представляется целесообразным включить в перечень обсуждаемых на регулярных заседаниях Оргкомитета вопросов проекты и инициативы, связанные с цифровой трансформацией финансового сектора, затрагивающие интересы всех участников рынка.
3. Следует отметить возросшее участие в Форуме высшего руководства Национального банка и ведущих белорусских банков, как в качестве докладчиков, так и посетителей мероприятий Форума, что существенно повышает эффективность данного мероприятия.
4. В ходе Форума участники отметили, что цифровая трансформация представляет собой комплексное явление, охватывающее все стороны функционирования финансовых учреждений, включая их взаимодействие с экономическими агентами и государственными органами. В программе Форума нашли отражение все аспекты этого сложного явления (Приложение 1).
5. Для эффективной цифровой трансформации банка рекомендуется:
- положить в основу стратегии развития банка цифровую трансформацию бизнес-процессов;
- осуществить интеграцию данных, накопленных в различных прикладных и функциональных информационных системах, и управление ими как одной из базовых составляющих стратегии развития банка;
- завершить работы по созданию и аттестации систем защиты информации информационных систем в соответствии с законодательством.
6. Тенденциями развития рынка банковских услуг в Республике Беларусь являются:
- расширение использования межбанковской системы идентификации;
- использование комплексных систем управления взаимодействием с клиентами на основе технологий Big Data и Advanced analytics, позволяющих детально анализировать клиентскую базу, прогнозировать спрос на услуги и формировать адресные предложения для клиентов;
- дальнейшее продуктовое, технологическое и функциональное развитие АИС ЕРИП;
- использование средств защиты информации, имеющих сертификаты соответствия, выданные в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
- использование розничных решений по предложению клиенту небанковских продуктов и услуг, а также продуктов и услуг других банков (маркетплейсы).
7. Рекомендовать при разработке и развитии банковских продуктов и услуг использовать возможности удаленной идентификации клиентов банка на основе данных, полученных из МСИ.
8. Актуальной остается задача совершенствования подготовки ИТ-специалистов для финансово-кредитного сектора, а также создания системы постоянного повышения квалификации персонала банковских учреждений (long-life learning), в том числе путем создания корпоративных систем повышения квалификации с использованием технологий дистанционного и смешанного обучения.
9. Считать целесообразным:
- Уделять постоянное внимание повышению финансовой и цифровой грамотности населения и доверия к цифровым банковским технологиям, в том числе на основе соответствующих образовательных программ. Продолжить внедрение адаптивных технологий, позволяющих людям с ограниченными возможностями интегрироваться в цифровое общество.
- Создать доступные платежные инструменты для осуществления юридическими лицами платежей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.
- Обеспечить переход платежной системы страны на использование методологии ISO 20022 как базовой компоненты для интеграции с платежными системами других государств.
- Уделять постоянное внимание сокращению затрат на владение ИТ-инфраструктурой, доля которых в ИТ-бюджетах белорусских банков остается существенной.
- Использование банками представленных на белорусском рынке услуг по передаче и хранению данных, включая «облачные технологии». Регуляторам рынка (Национальному банку Республики Беларусь, Министерству связи и информатизации и Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь) разработать рекомендации по безопасному использованию облачных технологий в финансово-кредитной сфере.
- Рекомендовать банкам публиковать протоколы API для использования их участниками рынка.
- Приступить к реализации проектов в банковской сфере на основе использования технологии blockchain.
- Приступить к реализации проекта по созданию финтех инкубатора для стартапов в финансово-кредитной сфере.
Итоги форума «БанкИТ'2016» в очередной раз позволяют сделать вывод, что банковская система Республики Беларусь прочно закрепила за собой лидерство в стране по инновационному развитию и является примером успешной цифровой трансформации для других секторов экономики и государственного управления.

Минск, ул. Комсомольcкая, 12